КАСПИЙСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА
Тому, кто никогда прежде не слышал об Авазе, для начала необходимо вооружиться географической картой и отыскать на ней Каспийское море. Крупнейший населенный пункт туркменского побережья – город Туркменбаши расположен в удобной бухте, имеет разветвленную транспортную инфраструктуру и по праву именуется морскими воротами Туркменистана. А совсем рядом с городом – чуть севернее, вне пределов залива, на открытой морской береговой линии расположено местечко Аваза, бывшее во все времена любимым местом отдыха местных жителей и многочисленных приезжих.
Видео телеканала МИР о курорте Аваза
Место поистине благодатное – почти тридцать километров чистейших песчаных пляжей, щедрое солнце, целебный воздух и теплое море. Исследования современных лингвистов дают вариант смыслового значения топонима Аваза как «край поющих волн». И все в этом краю, с точки зрения природной благодати и экологической чистоты, было бы просто замечательно... Но Аваза была обречена оставаться местечковой зоной отдыха без соответствующих усилий по созданию современной курортной инфраструктуры.
Впервые планы по преобразованию края и созданию здесь национальной туристической зоны (НТЗ) были озвучены Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым в мае 2007 года, когда в городе Туркменбаши состоялась встреча глав трех государств – Туркменистана, России и Казахстана. Пригласив все заинтересованные стороны принять участие в перспективном экономическом проекте, Президент Туркменистана сообщил, что его правительство готово на первом этапе вложить в строительство не менее одного миллиарда долларов США.
Спустя пару месяцев после предания огласке грандиозных планов состоялась и первая презентация национального проекта. Масштабное представительство иностранных фирм на этом мероприятии весьма красноречиво характеризовало неподдельный интерес иностранного капитала к перспективе эффективных вложений в курортный бизнес. Интерес этот подогревался и гарантиями туркменского правительства в части обеспечения льгот для инвесторов, а также планами совершенствования национального законодательства в части создания правовых гарантий бизнесу в соответствии с международными стандартами.
Довольно скоро впечатляющие макеты будущих строительных объектов стали обретать свое реальное воплощение. Сегодня на новостройках Авазы работает несколько иностранных инвесторов туристической зоны. Реальный бизнес далек от политической конъюнктуры. Прежде чем запустить свои деньги в чужую экономику, предприниматель сотню раз взвесит все возможные риски. Проект «Аваза» получил высокую инвестиционную привлекательность по многим причинам. Помимо гарантий правовой защиты, благоприятных положительных природных факторов и экологической чистоты восточного побережья Каспия, развитие туристической зоны выглядит перспективным и с точки зрения близости к грядущему мощному пассажиропотоку.
Не за горами завершение строительства железнодорожного транспортного коридора «Север – Юг» вдоль восточного берега Каспийского моря. В итоге российские и казахстанские железные дороги соединятся по новому, короткому маршруту с туркменской и иранской транспортными системами и получат выход к Персидскому заливу, что сулит немалые выгоды всем участникам перевозок. Параллельно с железной дорогой будет сооружена и автомобильная магистраль. Все это означает не только рост объема грузоперевозок, но и многократное возрастание потока путешественников с Юга на Север и обратно.
Расположенная неподалеку от международного перекрестка морских, воздушных, сухопутных и рельсовых дорог Аваза будет готова принять всех путешественников на полноценный и комфортный отдых. Кроме того, курортная зона в ближайшем будущем может стать не только привлекательным уголком для туристов, но и своеобразной штаб–квартирой представительств многих иностранных компаний – участниц инфраструктуры комплексного освоения восточного побережья Каспия.
Сегодня уже трудно представить, что на месте нынешней грандиозной стройки, все больше приобретающей очертания крупного центра туристической индустрии, когда–то простирались пустующие территории с небольшими островками дачных построек. Произошедшие перемены – не только свидетельство интенсивного экономического роста Туркменистана, но и факт международного признания страны в качестве надежного и проверенного партнера.
Мировой бизнес не может не привлекать к Туркменистану и еще одно немаловажное обстоятельство. Определенной гарантией надежности экономического сотрудничества с Туркменистаном служит и его международный политический статус – страны постоянного нейтралитета. Кроме того, неограниченный, по сути, сырьевой ресурс и ускоряющиеся темпы развития служат стране надежной страховкой от экономических потрясений, а взвешенная политика открытости и добрососедства делает Туркменистан все привлекательней как для международного делового сотрудничества, так и для мировой туристической индустрии.
Нет сомнений, что сегодня пока еще мало знакомое в мире название Аваза очень скоро войдет во все международные справочники и путеводители, станет синонимом комфорта и полноценного отдыха, послужит сигналом к началу увлекательных путешествий.
«Дамы и господа, через несколько минут наш самолет совершит посадку в аэропорту города Туркменбаши. Просьба застегнуть ремни безопасности»! Столь привычная фраза, каждый раз произносимая бортпроводницами лайнеров авиационной компании «Туркменховаеллары» на подлете к береговой линии Каспия, теперь уже получает совершенно иное смысловое наполнение.
Когда в первый раз видишь новый аэровокзальный комплекс, созданный за неполные два года в городе Туркменбаши, впору действительно пристегнуться ремнями, чтобы не подскочить от удивления.
Все прежние здешние аэровокзальные постройки не отличались масштабностью в силу невеликого пассажиропотока, проходившего через главную воздушную гавань туркменского побережья Каспийского моря. Теперь же, в ожидании массового наплыва отдыхающих, парадный вход в туристический рай претерпел коренные преобразования. Инженеры и проектировщики не ставили своей целью реконструировать и улучшить прежнюю аэровокзальную инфраструктуру, а положили перед собой чистый лист бумаги и приступили к решению задачи набело, с нуля. Результат превзошел все ожидания. И теперь даже столичный аэропорт смотрится довольно скромно по сравнению с роскошью своего собрата с побережья.
Плодом полета дизайнерской и конструкторской мысли стал принципиально новый проект аэропорта, самого современного как по архитектурным решениям, так и по техническому оснащению. Словно парящее в воздухе беломраморное здание смотрит на летное поле широко раскрытыми глазами зеленоватых витринных окон, в которых так хорошо отражаются белоснежные облака. Из фонаря диспетчерской башни замечательно просматриваются все окрестности.
Гордость строителей – новая взлетно-посадочная полоса, способная принимать все существующие в современной авиации типы воздушных судов.
Причалы воздушного порта снабжены подвижными трапами-галереями, по которым пассажиры прямо с борта лайнера попадают в просторные помещения аэровокзала. Техническая оснащенность сервисных и грузовых служб позволит тратить минимум времени на получение сданной в багаж поклажи, прохождение паспортного и таможенного контроля. На просторной площади перед зданием аэровокзала хватило места и для многочисленных асфальтовых рукавов подъездных автотранспортных путей, и для необъятных размеров крытой стоянки, где одновременно смогут парковаться до четырехсот автомобилей. Тысяча пассажиров в час – не предел для функциональных возможностей новой воздушной гавани.
Конструкторы и разработчики проекта позаботились не только об удобстве и технической оснащенности воздушных ворот восточного каспийского побережья, но и об эстетическом восприятии комплекса. Здесь все дышит чистотой линий, воздушной возвышенностью и комфортностью ощущений. И те, кто прилетел, и те, кто готовится к вылету, окружены уютом интерьеров и вниманием персонала.
Под стать новому облику воздушной гавани и меняющаяся сеть автодорог, ведущих от аэропорта к городу и к курортной зоне Авазы. Широкополосные магистрали, огибая живописные берега залива, вылетают на открытый простор побережья и стремительно мчатся к лазурной морской полосе, к белоснежным высоткам отелей. Уже сегодня курорт именно так встречает своих гостей, которых с каждым днем становится все больше и больше.
Этот комплекс приземистых строений, расположившийся на самом берегу моря, сильно уступает по части внешней привлекательности архитектуре сияющих белизной фешенебельных отелей. Но если вспомнить об уникальности и практическом значении этого курортного объекта, то говорить придется только в превосходной степени. История региона не знает другого примера, когда появление всего лишь одного высокотехнологичного предприятия столь кардинально могло бы поменять условия жизни тысяч и тысяч людей. Речь идет о новой мощной опреснительной установке, являющейся, по сути, заводом по производству питьевой воды как для нужд курорта, так и для потребностей города.
На протяжении всей своей истории и вплоть до самого последнего времени приморский регион испытывал постоянную нехватку пресной воды. Поистине великим событием для города Туркменбаши стал момент, когда по многокилометровому водоводу сюда добралась живительная влага Каракумского канала. Однако даже эти объемы питьевых ресурсов приходилось все время беречь, подавая воду в городские квартиры в режиме строгой экономии. Ну и, конечно же, грандиозные планы развития гостиничного бизнеса в Авазе невозможно было бы реализовать, если бы курорт не смог обеспечить себя надежным ресурсом питьевой воды.
Сидеть на берегу моря и мучиться от жажды – что может быть парадоксальнее? Увы, морскую воду пить невозможно, даже с учетом того общеизвестного факта, что уровень содержания солей в Каспии намного ниже, чем в среднем по Мировому океану. В такой ситуации естественным и логичным выглядит попытка опреснения морской воды до состояния пригодности для питья. Планов и проектов по этой части было подготовлено немало, но долгое время все эти варианты отвергались заказчиками по причине несовершенства предлагаемых технологических решений и их несоответствия высоким экологическим требованиям.
Итоговый вариант, который было решено воплощать в жизнь, представил собой сплав лучших мировых технологических достижений в этой сфере. Возведение мощной опреснительной установки было завершено в рекордно короткие сроки, и теперь водный дефицит для региона можно смело списывать в исторический хлам.
Тридцать пять тысяч кубометров пресной воды в сутки – такова рабочая мощность нового высокотехнологичного предприятия – настоящего завода с цехами, машинными залами, каскадами насосов, километрами хитросплетений труб. В то же время для ежесуточного производства пресного водопада требуется минимальный штат сотрудников: всю производственную нагрузку здесь выполняют автоматические системы, управляемые компьютерами, а инженеры и технологи ведут общий мониторинг технологического цикла и несут на себе исключительно контрольные функции.
Как работает установка? Морская вода подается в приемные емкости и проходит сложный цикл фильтрации, обеззараживания и химической коррекции, прежде чем дойдет до пресного состояния и, получив ускорение от системы мощных насосов, направится в водопроводные сети города и курорта. Происходит это в соответствии с высокими экологическими требованиями.
Даже поверхностное знакомство с работой новой опреснительной установки дает общее представление о продуманности и строгой последовательности развития этапов застройки курортной зоны. Здесь параллельно со здравницами и отелями создается надежная база энергетического, технологического и экологического развития всей многопрофильной инфраструктуры Авазы. Те сотни и тысячи людей, что посетят в ближайшие годы зону отдыха на восточном побережье Каспия, могут и не подозревать, какая колоссальная работа положена в основу их комфорта и благополучия. А между тем это миллиарды вложенных долларов и вдохновенный труд специалистов ради блага и здоровья каждого из гостей Авазы.
На туркменский берег Каспийского моря можно приезжать не только на отдых, но и для того, чтобы совершить экскурсию по теме безграничного совершенства современных строительных технологий. Передовые технические возможности в сочетании с точными инженерными расчетами и полетом вдохновенной дизайнерской мысли поистине творят чудеса.
Сегодня просто невозможно себе представить, что ровно три года назад на пустынной прибрежной линии красовался лишь один–единственный новый отель «Сердар». Когда в мае 2007 года Президент Туркменистана, принимая здесь своих коллег из России и Казахстана, впервые озвучил идею создания в Авазе крупнейшей на Каспии международной туристической зоны, трудно было воспринять в полном объеме всю грандиозность задуманных преобразований.
Время подтвердило реальность планов Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. За период, прошедший с момента презентации первых проектов застройки Авазы, курортный берег неузнаваемо преобразился. Словно яркое ожерелье береговой линии, засверкала мраморной белизной цепочка свежепостроенных отелей класса люкс.
Их сразу же заполнил бурный поток отдыхающих. Жители туркменских городов впервые получили возможность насладиться международным уровнем курортного комфорта.
Инфраструктура Авазы растет и совершенствуется буквально на глазах. При всей грандиозности строительного бума, происходящего сейчас в Туркменистане, «точкой кипения», со всей очевидностью, можно считать сейчас именно Авазу. Даже размах столичных новостроек теряет свою масштабность в сравнении с тем, что происходит на каспийском побережье страны.
Начало каждого нового курортного сезона Аваза отмечает каскадом чудесных обретений, словно переселившихся на берег моря из восточных сказок. Лазурная лента рукотворной реки стала главным украшением зоны отдыха. Семь километров забетонированного судоходного русла приняли в себя каспийские воды, создав неповторимый колорит курортного уюта.
На живописных набережных, украшенных ажурными решетками оград и сотнями стилизованных под старину фонарей, размещаются восемь ресторанов, шесть кафе и четырнадцать баров. Если волнение на море мешает купанию, к услугам отдыхающих одиннадцать пляжей на берегах канала.
Мощная насосная система по причудливому каскаду водопадов подает морскую воду в центральную часть канала. Два затворных шлюза в местах соединения канала с морем позволяют поддерживать необходимый уровень воды в русле, впускать и выпускать маломерные суда.
Проект рукотворной реки делался с расчетом ее многофункциональности. Отдельные участки русла затейливо изгибаются, очерчивая зоны отдыха и водных прогулок на маломерных судах. Есть и прямые отрезки, созданные специально для проведения тренировок и соревнований по гребле на спортивных судах. Русло канала, создавая дополнительно две береговых линии, становится, по сути, стержнем построения огромного развлекательно-оздоровительного комплекса.
Искусственная река, как бы отрезая часть суши, создает искусственный остров – зону первоочередной застройки курорта с отелями, пансионатами, профилакториями, развлекательными комплексами. Гранитные четырехметровой ширины тротуары канала, петляющие по живописному ландшафту средь аллей декоративных деревьев, мимо уютных кафе и баров создают зону променада, выходящую к морской набережной. Здесь же проложены и дорожки для велосипедных прогулок. В шаговой доступности от рукотворной реки расположатся четыре крупных спортивных комплекса с полями и площадками для спортивных игр, трибунами, раздевалками, душевыми, массажными кабинетами.
Энергетическим сердцем всей туристической зоны стала введенная в строй газотурбинная электростанция, способная вырабатывать до 254 мегаватт энергии в сутки. Ее работу поддержат три главных и двенадцать вспомогательных энергоподстанций. В целом весь энергетический комплекс рассчитан как на обеспечение бесперебойной работы всех объектов туристической зоны, так и на подачу энергии на многочисленные строительные объекты.
Газотурбинная электростанция привлекательна не только своими функциональными возможностями, но и оригинальностью исполнения архитектурного решения. Здание главного диспетчерского пульта станции выполнено в форме огромного полумесяца, а декоративные колонны перед корпусом оформлены в виде пяти гигантских звезд. Если взглянуть на конфигурацию здания с высоты птичьего полета, то становится отчетливо виден один из главных элементов государственной символики – полумесяц с пятью звездами. А общий абрис административной площадки газотурбинной электростанции выглядит как схематическая копия географической карты Туркменистана.
Какими бы поразительными ни выглядели происходящие в Авазе перемены, сколь ни грандиозен и впечатляющ размах сегодняшнего строительства в курортной зоне, все это еще только начальная стадия сказочного превращения пустынных морских берегов в туристический рай. Из общей площади в пять тысяч гектаров, отведенной государством под международную зону отдыха, территория застройки займет не более 1700 гектаров. Две тысячи гектаров природоохранной зоны составят территорию Национального парка с естественными живописными ландшафтами.
Что же касается остающихся 1300 гектаров, то эти площади отведены под масштабное озеленение. Системы капельного орошения позволяют экономно расходовать живительную влагу даже при щедром поливе, и молодые деревца успешно приживаются на песчаном грунте под палящими лучами щедрого туркменского солнца и не сгибаются под порывами ветра с моря.
1700 гектаров, отведенные под плановую застройку, разделены на три системообразующие зоны. Сегодня объекты курортной инфраструктуры возводятся только на первой из них. Так что всем, кому удается наблюдать динамику развития и застройки международной туристической зоны «Аваза», еще предстоит получить немало поводов для восхищения и удивления.